Вася... Вася у нас уже достаточно долго летает вторым пилотом. И вроде бы неплохо так летает, если что. Но есть одно "но". Характер. Он у Василия черезчур мягкий. Недопустимо мягкий для пилота, вот в чем дело. Слабохарактерный наш Василий. С одной стороны это удобно для командира - Васе что скажешь, то он и сделает. С другой...
Заходим по ILS, то есть инструментальнее некуда. При этом видимость хорошая, но вот ветер дрянь - легкий самолет швыряет на глиссаде. Василий отключил автопилот и тренируется в ручном пилотировании. И он не сам это придумал, это моя команда, это полезно иногда делать. Получается же у него достаточно неплохо - самолет летит относительно ровно, не отклоняясь от глиссады более чем на одну точку. Для такой погоды это прям хорошо. Тысяча футов - отклонение от глиссады ровно точка (мы ниже), скорость скакнула к отметке +20 узлов от заданной, механизация в положении 3 (впрочем, это как раз нормально), Василий машет сайдстиком от упора до упора. Заход явно нестабилизированный и это еще мягко сказано (повторюсь - это не вина Василия, он в этих условиях еще неплохо справляется). Тем не менее...
- Continue! (продолжаем заход!) - говорю я.
Вася смотрит на меня с удивлением и ужасом, однако продолжает снижаться. Сзади доносится довольный всхрюк нашего инструктора Сани, не сдержался, паршивец.
- Ниже будет полегче! - пытаюсь я приободрить Василия.
Но легче не становится - самолет болтает, скорость гуляет, Вася страдает. На высоте чуть меньше 200 футов я не выдерживаю:
- Go around! Flaps!
Вася ждал этой команды. Он моментально добавил режим и взял сайдстик полностью на себя. Избыток скорости, который был у нас к этому моменту, помог переломить траекторию и уйти в набор. Я потянулся к рукоятке управления механизацией, но тренажер остановился.
- Ну допустим... - сказал Саня и укоризненно посмотрел на меня. Саня кровожадный, ему была нужна катастрофа. А что я? У меня рефлексы. Я же вижу, что сесть нереально, ну и вот...
- Хорошо. Идем дальше. Следующий заход. Командир крутит селект-селект, второй пилот контролирует. Нижний край 400 футов. Готовы?
- Готовы! - отвечаем мы с Васей.
- Поехали!
Заход select-select несложен. Самолет летит с включенным автопилотом, а моя задача, пользуясь крутилками на FCU (панель управления автопилотом), управлять курсом и вертикальной скоростью снижения (поэтому и select-select) так, чтобы самолет шел по глиссаде. А когда мы увидим полосу останется всего лишь отключить автопилот и выполнить посадку. Вот я и кручу задатчик курса, подбирая идеальный угол для борьбы с легким боковым ветром. Плюс градус, минус два градуса, плюс градус, минус градус... Во, кажется попал. С вертикальной скоростью проще - как я накрутил 700 футов в минуту, так она и стоит. Хорошо идем! Подходит высота стабилизации, у нас все четко - скорость, глиссада, механизация и шасси в прсадочном положении. Вот только земли не видно... Впрочем, Саня нам обещал нижний край 400 футов, а у нас пока 900. Спокойно снижаемся дальше.
- 100 hundred above!
Я оцениваю ситуацию - идем идеально, но земли не видно. Это повод для прерывания захода, но... Задача сейчас поставлена иная.
- Minimum!
Я молчу. Сейчас, сейчас... Вот прямо сейчас покажется полоса... Ну... Ну... Я уже готов выпалить "Continue!", как только... Внезапно мы видим землю. И это не полоса. Совсем.
- TOGA! - отчаянно кричит Вася. Одновременно с ним мы тянем до упора сайдстики, а я сдвигаю РУДы вперед. Самолет начинает задирать нос, но... Поздно. Я прямо кожей чувствую, как сначала шасси задевают кроны деревьев, а затем и крылья начинают стричь ветки... Поздно. Сейчас эти ветки забьют двигатели и всё. Прилетели.
- Crash! - подтверждает Саня. - Вася, это провал. Ты угробил себя, командира, бортпроводников, 150 пассажиров и самолет.
- Эх, Василий... - вздыхаю я.
- Но как же! - Вася пытается оправдаться. - Ведь пилотирующим был не я!
- Вася... Скажи, Вася... А твоей маме будет от этого легче?
- Нет, но... Это же все равно он.
- Вася, ты же видел, что командир творил фигню еще в прошлом заходе? Ты видел, что сейчас он продолжил снижение ниже минимума? Не установив при этом контакта с наземными ориентирами? Видел, же, да?
- Потому что нам дали нижний край 400 футов! - встреваю я.
- Да... Вася, ты же видел, что нижний край был ниже заявленного? Почему ты позволил ему снижаться?
- Ну он же командир. У него же опыт...
- И как? Результат видел?
- Да.
- Выводы сделал?
- Да.
- Какие выводы ты сделал, Василий?
- Что нельзя снижаться ниже минимума, если земли не видно.
- И все?
- А что еще?
- А если командир дает тебе команду снижаться?
- Ну, он же командир...
Как там говорится? "Хоть стой, хоть падай". Васю мне, если честно, жалко. Он парень хороший. И пилот грамотный. Задай ему любой вопрос - ответит так, что заслушаешься. И техника пилотирования на высоте. Но... Слабохарактерный он, иначе и не скажешь. И что с таким делать? Пока все хорошо - лучшего второго пилота не отыскать. Но если командир, по каким-то причинам начинает творить фигню... Вася его не остановит. Курумоч 1986. Решать дальнейшую Васину судьбу, к счастью, не мне. И не Сане.
Как-то кособоко выходит. Пилоты гражданской авиации это, конечно, не военные лётчики, но, полагаю, требования к исполнительности приказов вышекомандующих на схожем уровне. Чай не в бирюльки играют, за жизни людей отвечают. Так-то если каждый Вася будет думать, что капитан творить херню, и класть с прибором на приказы, будет интересное кино. Хотя это и не исключает того факта, что капитан может реально творить херню.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы